Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
И. В. Плаксина
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
Методическое пособие
Владимир 2014
2
УДК 378.126:378.14 ББК 74.480.27я7 П37
Рецензенты: Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО руководитель научно-образовательного центра «Психодиагностика» Психологического института Российской академии образования В. И. Панов
Кандидат педагогических наук, профессор проректор по учебно-организационной работе Владимирского института повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой Л. В. Куликова
Печатается при поддержке Гранта РГНФ 13-06-00513
Плаксина, И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод. пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с. ISBN 978-5-9984-0479-5 Разработано в помощь педагогам системы образования. Раскрыты содержание понятия «интерактивные технологии» и условия организации интерактивного обучения и воспитания. Особое внимание уделено описанию функций и роли преподавателя в интерактивном обучении и воспитании, рисков и трудностей педагога в использовании интерактивных методов обучения и воспитания. Будет интересно и полезно широкому кругу специалистов: педагогам, преподавателям вузов, педагогам-психологам, студентам гуманитарных и педагогических специальностей.
УДК 378.126:378.14 ББК 74.480.27я7 ISBN 978-5-9984-0479-5 © Плаксина И. В., 2014
П37
3
ОТ АВТОРА
Учебное пособие, предлагаемое Вашему вниманию, является попыткой обобщить опыт, полученный в ходе многолетнего использования интерактивных методов в преподавательской деятельности. Автор искренне благодарит Дрозд Карину Владимировну, доцента кафедры педагогики ВлГУ, Рузевича Олега Руслановича, заведующего кафедрой уголовного права и процесса ВлГУ, Давыдову Светлану Николаевну, доцента кафедры ботаники, зоологии и экологии ВлГУ, Глазкова Вадима Владимировича, доцента кафедры общей и педагогической психологии ВлГУ, Аванесян Лиану Рубеновну, доцента кафедры дошкольного образования ВлГУ за вклад, который они внесли в осмысление теоретического и практического содержания пособия, а также за возможность представить их авторские разработки на страницах пособия.
4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Доводы, которые человек додумывает сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Паскаль
В настоящее время система образования в нашей стране находится в ситуации, когда возникла необходимость пересмотра подходов к обучению и воспитанию молодежи. Совершенствование качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед ними современная действительность. С конца ХХ века развитие и совершенствование профессиональной компетентности человека рассматривается на всех уровнях образования как важнейшая задача. Компетентность – это слово, которое уже прочно вошло в описание результатов образования. Определяя его содержание, И.А. Зимняя отмечает, что компетентность рассматривается как единство готовности к проявлению компетентности, знаний, опыта реализации отношений к содержанию компетентности и эмоционально-волевой регуляции процесса и результата ее проявления [49]. Разворачивая образовательный процесс в направлении формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, необходимо ответить на некоторые вопросы: - Можно ли освоить компетентность, сидя за учебником или монитором компьютера, в одиночку? - Как, камим образом должен измениться процесс обучения, чтобы он стал соответствовать современным требованиям подготовки? - Использование каких образовательных технологий позволит заменить устаревшую знаниевую парадигму образования на современную компетентностную? - Каким образом решить проблему активизации творческого потенциала личности? Напомним, что компетентность – это «актуальное, проявляющееся в деятельности личностное качество, в состав которого входят не только знания как освоенная информация, но и компоненты опыта, отношений, эмоционально-волевой регуляции» [49, с. 10]. Поэтому формирование компе
5
тентности возможно только в условиях практики взаимодействия с людьми, обмена опытом, выработки собственного отношения к различным жизненным и профессиональным ситуациям и способам действия в них. Рассматривая этот тезис в более широком аспекте, можно вспомнить известное высказывание, принадлежащее С.Л. Рубинштейну, о том, что человек является субъектом собственной жизни. Д.А. Леонтьев подчеркивает, что быть субъектом собственной жизни означает, что человек выбирает свое бытие и выстраивает свои отношения с окружением как субъектные. Однако «только применительно к конкретной ситуации деятельности, взаимодействия, познания, отношения можно говорить о том, выступает ли данный деловек как полноценный субъект или нет» [76, с. 71]. К. Левин утверждал, что большинство продуктивных изменений в установках и поведении людей легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контексте. Таким образом, используя интерактивные технологии как способ познания, осуществляемый в совместной деятельности, мы создаем условия для множественных выборов личности в ситуациях интенсивного взаимодействия: Как действовать? Каким быть? Как выразить? Это подтверждает необходимость широкого использования интерактивных технологий в процессе обучения, которые позволяют решать следующие образовательные и воспитательные задачи: содействие более глубокому пониманию учебных материалов; развитие навыков комплексного решения проблем; содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса; развитие навыков групповой работы по принятию согласованного решения, формирование универсальных социальных компетенций взаимодействия, развитие субъектности личности и развитие личности как субъекта собственной жизни. Сердцевиной любого активного метода является процесс научения, который реализуется через активное экспериментирование, наблюдение за другими людьми, повторение наблюдаемого опыта, моделирование поведения на основании теоретических моделей, законов, правил и рефлексии как процесса обдумывания, умственной проработки и осмысления полученного опыта. Базовой технологией любого интерактивного метода является групповая коллективно-распределенная деятельность, в рамках которой учащийся приобретает опыт творческого сотрудничества. К интерактивным технологиям относятся дискуссионные, игровые и тренинговые технологии, представляющие собой целенаправленную специально организованную групповую и межгрупповую деятельность с наличием «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения
6
взаимопонимания и коррекции образовательного процесса и индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа «здесь» и «сейчас». Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта, в рамках которого обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску знания и понимания разнообразными игротехническими средствами. Несомненно, что главным условием реализации компетентностного подхода является профессиональная компетентность педагога в ее современном понимании. Таким образом, важной задачей становится создание условий для актуализации потребности в развитии и самосовершенствовании личности педагога, преподавателя. Сегодня инновационная деятельность в образовании рассматривается не только как фактор повышения его качества и эффективности, но и как фактор повышения спроса на образовательные услуги и изменения мотивационной готовности населения к непрерывному образованию. Особая роль в достижении целей образования отводится педагогу, преподавателю, от профессионального мастерства, творческого потенциала, инновационности которых зависит итог модернизации образования. В реальной практике заметны существенные проблемы, тормозящие развитие педагогического процесса в инновационном направлении. К ним относятся недостаточная психологическая компетентность преподавателей, включающая в себя коммуникативную, интерактивную, перцептивную компетентности и игротехнические специальные знания. Использование интерактивных технологий обучения существенно меняет роль преподавателя, которая состоит в организации взаимодействия обучающихся, создании условий для проявления инициативы, творческого поиска, соблюдения законов сотрудничества, эмоционально окрашенного безопасного общения участников. Целью данного методического пособия является повышение профессиональной компетентности педагогов в области конструирования содержания учебных занятий с использованем интерактивных методов и особенностей организации учебного процесса с использованием интерактивных технологий. В методическом пособии представлена история возникновения и современное многообразие технологий игрового моделирования, их специфика, функции, принципы и условия применения в образовательном процессе, описываются методические требования к подготовке